Какие древние клады можно найти в Южной Сибири?

Сибирь – громадные территории России за Уральским хребтом. Юг Сибири, как вы можете догадаться, расположен поблизости от границы с Казахстаном и Монголией. Это не до конца исследованная в археологическом плане местность, поэтому давайте разберемся, какие древние клады здесь могут встречаться. Конечно же, выводы следует делать на основе сокровищ, откопанных ранее. 

 

 

На обширных территориях от Енисея до Верхней Оби обнаружены десятки кладов, среди них Июсский, Косогольский, Знаменский, Ново-Обинцевский, клад у Черной речки в окрестностях Томска. Наиболее древние из кладов, обнаруженных в Южной Сибири, относятся к эпохе мезолита, однако большая часть их приходится на эпоху металлов, особенно на период раннего железного века.

 

Июсский клад

 

Открытия обычно делает тот, кто способен увидеть необычное в привычном и повседневном. Июсский клад был обнаружен в 1970-х годах Семеном Фефеловым, рабочим Июсского совхоза в Хакасии, при обработке поля возле озера Сарат.

 

 

Поле это, расположенное в 30 км от поселка Июс, распахивалось в течение уже многих лет. И когда лемех плуга, который тянул за собой идущий впереди «Кировец», вывернул нечто громоздкое и металлическое, то Фефелов вначале не обратил на это внимания. Но потом бросились в глаза клочья ослепительно белой бересты на черной земле. «Кировец» остановился рядом со странной находкой, и Семен вытянул из земли бронзовый котел. В нем оказались более сотни разнообразных артефактов, часть кожаной сумки и что-то похожее на остатки берестяного туеска, кусочки которого и рассыпал по кромке вспаханного поля плуг...

 

 

Найденный клад, состоящий из многочисленных бронзовых предметов искусства так называемой тагарской эпохи (VII-III вв. до н. э.), - находка неслучайная. Вся округа горы Сарат насыщена большим количеством разнообразных находок, ведь именно здесь размещалось одно из самых известных святилищ, названное местным населением Саратский Сундук. Историки отмечают, что данную местность стоит рассматривать как крупнейший культово-религиозный центр севера Хакасии времен финала тагарской эпохи (V-I вв. до н. э.).

Ну а теперь о составе Июсского клада. Строго говоря, это комплект вещей умершего жреца, предназначенных для священнодействий. Например, жезл с навершием в виде фигуры горного козла свидетельствует о том, что жрец с берегов Июса мог принадлежать к одной из самых высших категорий служителей древних культов. Считалось, что такой священный посох-жезл мог при желании переносить его владельца, как по мановению волшебной палочки, в места, доступные лишь избранным, — в глубины бездонного голубого неба, обитель светлых духов, и в мир мертвых — в мрачные бездны преисподней.

 

 

Одним из наиболее значимых предметов в Июсском кладе является бронзовый кинжал – акинак. Его перекрестье выполнено в виде объемных кабаньих голов, а навершие рукояти – в виде больших кошачьих хищников (барс или тигр). Общий зооморфный декор на кинжале выполнен таким образом, что для его обозрения и восприятия клинок должен быть расположен острием вверх. Эта особенность достаточно редка для колющего оружия скифского времени. Чаще всего в кинжалах, декорированных в скифо-сибирском зверином стиле, украшение рукояти воспринимается в правильном положении лишь при расположении кинжала в ножнах на поясе, то есть клинком вниз.

Образ кошачьего хищника, явно соотносимый в представлениях древних племен с так называемым Нижним миром, задает вполне определенную смысловую нагрузку расположению головы кабана. Этот персонаж, стилистически и физиологически сочетающий в себе признаки плотоядного и копытного, является своеобразным посредником между Нижним и Верхним мирами. Структура оформления июсского кинжала вполне соответствует такой логике. Не исключено, что Верхний небесный мир олицетворяло главное в оружии – клинок, его устремленное вверх треугольное лезвие. 

 

 

Кстати, косвенное подтверждение этому можно найти у древнегреческого историка Геродота. В описаниях скифских святилищ северного Причерноморья, сделанных Геродотом, читаем: «В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в три стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда до полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Аресу».

Кстати, находки подобных акинаков очень редки. Всего лишь два подобных клинка хранятся в Томском областном краеведческом музее и Красноярском краеведческом музее. 

Ну и еще одной из находок Июсского клада стоит признать ажурные пластины из бронзы. Эти изделия художественного литья довольно часто находились ранее. Исследователи обычно ограничивались предположениями, что владельцы поясов с такими накладками занимали в древнем обществе высокое социальное положение.

 

 

Однако специфический подбор подобных предметов в Июсском кладе, соединенных с помощью превосходно сохранившихся кожаных ремешков, не оставляет сомнений в том, что они представляют собой металлические детали священного одеяния первобытного жреца.

Так же, как и разного рода металлические предметы на сибирских шаманских костюмах, они несли, прежде всего, смысловую нагрузку. Пластины олицетворяли образы (а при ударах между собой — и голоса) духов, а также лики небесных светил, и, в первую очередь, — переменчивой, то умирающей, то воскресающей луны.

 

 

Вот так благодаря исследованиям предметов из клада было сделано несколько важных открытий. Более того, открытие на берегах Июса позволило проникнуть в святая святых, что обычно остается тайной за семью печатями, в духовный мир древнего человека с его удивительными представлениями о вселенной и о себе самом.

Продолжение следует…

П. Макаров, по исследованиям В.Е. Ларичева, А.П. Бородовского