I. Первые монеты в России.
У наших предков — древних славян, — как и у других народов, в раннюю пору их общественной жизни, деньгами, т.-е. знаками ценности, служащили для купли и продажи разных предметов, являлись скот и звериные шкуры, составляющие тогда главное богатство. Даже в Шевской Руси еще вещи ценились не на деньги, в современном смысли этого слова, а на шкуры пушистых зверей, куниц, белок, соболей и т. п. Неудобства, проистекавшие от необходимости носить с собою целые шкуры для торговли, подали впоследствии мысль заменить их теми или иными частями их, напр., головками, которые назывались тогда мордками. Больше всего пользовались мордками беличьими. Мордки были в ходу в Новгороде до XV века. Затем появились кожаные деньги—купы.
Эти кожаные деньги были большею частью продолговато-четырехугольной Формы, с изображением звездочек и крючков.
За купами появились в качестве знаков ценности: в...коши, ногаты и р...зани. (вместо точек некая буква не кирирического алфавита) Это были серебряныя резаные бляхи, имевшие определенный вес. Деньги эти оставались в употреблении долгое время.
Затем, как средство обмена и платежа, вошли в употребление куски серебра, в виде бруска, длиною вершка в полтора, а толщиною в палец, имевшие на себе клейма с надписью и изображением некоторых знаков. Taкиe куски распиливались или рубились пополам вдоль на две равный части; от этой рубки пополам произошло впоследствии название рубля и полтины. На некоторых из этих древних денежных знаков-брусков встречаются клейма с ликами святых, у которых голова окружена венцом, а на других—изображение каких-то птиц и животных. Были деньги-бруски и вовсе без клейм.
Позже явились монеты и с надписями: так, на монете времен Святополка изображен князь с крестом или скипетром в правой руке с надписью: «Святополк на столе». На другой стороне: «асе его серебро». В княжение Олега появилась монета гривна, название которой некоторые ученые производят от конской гривы, полагая, что гривна означала цену конской гривы, т.-е. коня. В отношении веса, гривны были различны: так гривны киевские были меньше новгородских. Гривны употреблялись до 1316 года, а с этого времени начали ходить рубли и полтины.
В начале XIV столетия в летописях уже упоминается о рублях, как о денежных знаках, употреблявшихся при крупных платежах и принимавшихся по весу.
В исходе XIV столепя рубли начали дробиться на мелкие монеты — деньги. Эти деньги представляли русско - татарскую смесь: на лицевой стороне имелась русская великокняжеская печать, на оборотной же — ханское клеймо, как знак подданства ханов - Руси. Самое название деньги—татарское, от слова таньга — серебряная монета.
Потом деньги стали выбиваться с изображешем всадника и надписью «князь велики Иван всея Руси» вместо ханскаго клейма. Из таких «денежек» составлялись гривны и рубли. При Иоанне IV появились «копейки» с изображением всадника с копьем. Обращались на Руси и иностранныя монеты: гульдены, ливонеры и т. п., так как они были из серебра и других цветных металлов.
2. Русская монеты со времени Дома Романовых.
При царях Дома Романовых чеканка монет, которая не возбранялась частным лицам, пускавшим нередко в ходъ мало доброкачественный металл, перешла в руки правительства; это были опять те же копейки, гривны и рубли: копейка заключала в себе б долей серебра (высокопробного); 6 коп. == алтыну, 20=гривне, 200=рублю. Рублей из Фунта серебра при Алексей Михайловиче выходило около 10, при Петре уже 14.
При Петре монетное дело еще улучшается: в Москве было основано особое учреждение для чеканки монет—монетный двор, и установлена проба монет. Для большой прочности монет их чеканят не из чистаго металла, а примешивают определенное количество какого-либо другого. Количество чистого металла в Фунте сплава, из котораго сделана монета, и называется пробой. У нас она показывается в золотниках. Так что если говорятъ о серебре 84-ой пробы, то это означает, что в каждых 96 золотпиках сплава лишь 84—чистого серебра, a 12 золотников примеси, которая называется лигатурой.
В 1701 г. появились первые золотые pyccкиe червонцы, и с этого времени следует считать золото ходовой монетой в России. Червонцы были 93-ей пробы; их выходило из Фунта металла 118 штук. С 1712года червонцы чеканились 94 1/10 пробы, подобно австрийским империалам; в 1718 г. впервые стали чеканить золотую двухрублевую и однорублевую монету 75-ой пробы, но она мало обращалась.
Первый русскии серебряный рубль появился в 1704 году; при чем до 1707 г. в рубли перечеканивали иностранные ефимки и только с этого года начали выделывать прямо из металла рубли, полтины, четвертаки и гривенники. В 1711 году установлена для этих монет проба: для серебряных рублей, полтин и четвертаков в 70 золотников, для гривенников—38, но с 1718 года и гривенники чеканили 70-ой пробы.
Перечисленный монеты, кроме гривенников, имели на лицевой стороне изображение головы государя и титул, на оборотной—двуглаваго орла и надпись кругом (на рублях, например: «монета добрая, цена рубль»), внизу обозначение года чеканки церковными буквами. На одной стороне гривенников был изображеен двуглавый орел, на другой находилась надпись—«гривна» или «гривенник», с обозначешем года. Мелкая серебряная монета в 5, 3, 1, 72 и 1/2 копейки чеканилась из серебра 38-ой пробы.
Крайний недостаток мелкой монеты заставлял разрезывать на части серебряные копейки и даже употреблять куски кожи, как деньги. В виду этого, Петръ I, указом 11-го марта 1700 года, велел выбивать медную монету, именно — деньги и полушки; тогда же копейке была назначена цена—2 деньги или 4 полушки. Сначала из пуда меди выделывалось монет на 12 руб. 60 коп.; с 1702г.—на 15 руб. 44 коп.; с 1704—на 20 руб. наконец, с1718г.— на 40 рублей.
В царствование Екатерины I, Петра II и Анны I в золотой монете не было произведено никаких изменений. С 1749 г., при Елизавете Петровна, стали чеканить червонцы пробой 91 2/3, подобно голландским; указом же 12-го ноября 1755 г. повелено чеканить золотую монету 88-ой пробы, ценою в 10 и 5 рублей, названную империалами и полуимпериалами. В 1756 г. стали чеканить золотую монету 2-рублевую, 1-рублевую и в 50 коп., 88-ой пробы; последняя, впрочем, не находилась в народном обращении. При Петре III золотые червонцы чеканились 91-ой пробы, но Екатерина II восстановила прежнюю 94 2/3 пробу, остальные же золотые монеты по-прежнему чеканились 88-ой пробы. При Павле I, указом 20-го января 1797 г., прекращена чеканка империалов, проба же полуимпериалов повышена с 88 до 94 2/3.
Император Александр I в 1801 г. воз-становил чеканку имиериалов, но в 1805 она опять прекращена. В 1817 году проба полуимпериалов была понижена до 88. Тогда они носили следующие клейма: на лицевой стороне — двуглавый орел, на обороте надпись в лавровом венке. При императоре Николай I, в 1834 г., установлена чеканка З-рублевой золотой монеты. Кроме того, с 1828 года стали чеканить платиновую монету, сначала в 3 рубля, а потом в 6 и12 рублей; но монета эта, на вид очень некрасивая, недолго удержалась и вскоре была изъята из употребления. В царствование императора Александра II золотая монета осталась без всяких изменений; в царствование Александра III она подверглась коренному изменению, а именно: в 1887 г. выпущена в обращение новая золотая монета низшей пробы, одинаковой с французской, и носящая на лицевой сторопт, изображение императора Александра III.
Серебряная монета подвергалась, после Петра I, многим колебаниям в пробе и весе. Император Павел восстановил для серебряной монеты пробу 83 1/3, которая была удержана Александром I. В царствование Александра I серебряный рубль объявлен был государственной монетной единицей, и тогда-же звонкая монета была подразделена на три разряда:
1) банковая или торговая—рубли и полтины,
2) разменная серебряная—в 20, 10 и 5 копеек
3) разменная медная.
При Николае I серебряная монета оставалась без перемены. При Александре II, в 18S0 г., установлена чеканка разменной монеты из серебра 72-ой пробы, а с 1861 года проба этой монеты понижена до 48. Монеты банковые (рубли и полтинники) чеканились прежней пробы, т.-е. 83 1 /3. В царствование Александра III проба серебряной банковой монеты повышена до 90 или 86.
Подобно серебряной монете, и медная, со времен Петра I, подвергалась большим изменениям: то чеканили ее, (....) -рублей в пуде металла, то по 8 рублей с пуда. Кроме того, еще при Екатерине I попробовали выпустить в обращение особую медную монету, по 10 рублей с пуда металла; Форма её была плиткообразная; снабжена она была 5 клеймами и походила на современную ей медную монету Швеции; но она не понравилась народу и скоро была изъята из обращения. Екатерина II повелела чеканить медную монету по 16 рублей с пуда металла, что удержалось и при Павле I. При Александра I, с 1810 г., стали чеканить по 24 рубля с пуда меди, а при Николай I, с 1832 г., по 36 рублей. Наконец, при императоре Александре II, с 1806 г., начали чеканить по 50 рублей с пуда меди, что и удерживается до сих пор.
В настоящее время в России, как и в других государствах Европы, находится в обращении несравненно больше бумажных денег, чемъ металлических. Появление их в России относится к 1767 году, когда основан был Государственный банк. Бумажные деньги представляют собою на особой бумаге отпечатанные (в Экспедиции заготовления государственных бумаг) билеты с указашем на каждом из них их стоимости. На всяком таком кредитном билете удостоверяется от имени правительства, что Государственный банк немедленно по предъявлении билетов обязуется их разменять на звонкую монету в размере полной их стоимости и на неограниченную сумму.
Бумажные деньги гораздо удобнее металлических (легче весом и удобнее для укладки, ношения) и этим объясняется то, что их обыкновенно предпочитают иметь на руках; благодаря этому в Государственномъ банке годами лежат без движения большие запасы серебряных и золотых монет, а в обращении значительно больше бумажных денег.
3. Цель и значение собирания монет.
Собирание монет, как и всяких коллекций, может быть и безцельным развлечением и полезным заняием—смотря по тому, как к нему относиться.
Тот, кто осмысленно относится к собиранию монетной коллекции, должен хорошо изучить историю и хронологию и, кроме того, ознакомиться с основами нумизматики—науки, занимающейся изучешем монет.
Она представляет важную отрасль археологи, т.-е. науки о древностях. Древние монеты являются главнейшим источником, из которого ученые черпают сведения о геологии, культуре, образовании, правлении, военном быте, торговле, промышленности, литературе,нравах и деяниях древних народов. Особенно важны монеты для изучения искусства: они наглядно обрисовывают положение его в какую-либо эпоху. Так, тонкость и прелесть отделки чеканных, произведений указывают на то, что искусство рисования было очень развито у древних народов.
По монетам шаг за шагом можно проследить постепенное развитие художественности, начиная с самой безыскусственной чеканки и рисунка до высшего их процветания.
Монеты также пополняют наши сведения об одеждах древних народов, дают нам ценные указания относительно обычаев их обыденной жизни и их религии. Еще более ценны те указания, которые монеты дают историку: часто монеты разъясняют многие темные места истории, относительно которых у нас не сохранилось никаких письменных разъяснений.
Монеты знакомят нас с именами и владениями государей, дают верные указания стран и народов, родов и династий, служат, следовательно, вспомогательными средствами для политической географии и геральдики. Без монет черты лица многих императоров и императриц остались бы нам неизвестными.
Главным же образом монеты, как денежные знаки, сообщают нам, если верно понять их язык, о важнейших торговых сношешях древних и новых народов, свидетельствуют о благосостоянии того или другого народа за тот или другой период времени и т. п.
Общие сведения по нумизматике, необходимые собирателю монет, можно найти в книге Н. Н. Головина: «Собиратель монет», в которой собраны также указания относительно важнейших сочинений по собиранию нумизматических коллекций, приведены основныя правила собирания монет и пр.
4. Наставление к составлению коллекции монет.
Приступая к собиранию монет, следует, прежде всего, завести себе таблицы для монет, деревянные или папочные с поперечными деревянными перегородками или с углублениями, в которые могут вставляться монеты. Еще лучше завести довольно большой шкап для монет с 30-ю или 50-ю закрытыми отделениями, так как пыль и нечеткость шрифта отбивают охоту собирать коллекщю, а сбережение в бумажных свертках затрудняет обзор монет. Можно также завести нисколько выдвижных полок, на которые укладываются таблицы с монетами. Полки эти помещаются одна над другой, образуя таким образом целый ящик. Полки должны свободно выдвигаться, делаются из старого дерева, которое не разбухает от перемены температуры, затрудняя тем движение полок. Над верхней полкой приделывается плотно запирающаяся крышка, чтобы монеты не пылились, а также, чтобы посторонние руки не трогали и не портили коллекции. Такие ящики занимают меньше места, чем шкапы, и гораздо удобнее последних. Монеты меньше в них пылятся и в случае надобности гораздо легче вынимаются.
При распределении монет, так же как и при определении, к какому времени и к какому царствованию относится монета (если нет точных, указаний на самой монете), следует пользоваться альбомами монет и каталогами торговцев монетами. Но в отношении определении самой ценности каталогами продавцов следует пользоваться с большой осторожностью, так как при перечислении их coдepжaния и оценке бросаются в глаза самыя удивительный противоречия. .
На собираемых монетах не следует делать никаких пометок, вырезавать или выцарапывать знаки или т. п., потому что это портить монету.
5. Чистна монет.
Так как медь и серебро очень скоро чернеют, то следует время от времени слегка протирать их мягкой шерстяной тряпочкой или замшей, помоченной в слабом растворе нашатыря; напротив, для чистки монет никогда не следует употреблять мел и известь, так же как и грубое полотно. Очищение меди от зелени крепкой водкой является также весьма сильным средством, к которому никогда не следует прибегать.
Чистка серебряных монет может производиться также разными способами. Если монеты еще не почернели или не совершенно почернели, оне легко отмываются обыкновенным нашатырным спиртом и затем протираются порошком для чистки серебра, чтобы оне блестели. Самым лучшим средством для сохранения монет постоянно в свежем виде следует вываривайте их, т.-е. монеты следует прокипятить или выварить в слабом растворе серной кислоты. Но это нужно делать очень осторожно, так как прежний глянец чеканки сходит с монеты при каждой подобной чистке.
6. Опись коллекции.
Каждой коллекции монет следует вести тщательную опись или каталог и вносить туда каждую вновь поступающую монету, с точным её описанием. В описании следует указать:
1) металл монеты
2) название её
3) годы выпуска
4) царствование
5) место чеканки
6) вес
7) величину
8) внншний вид—лицевой и оборотной сторон.
9) степень сохранности (стертая, обрезанная, выпиленная и т. п.).
10) список редкости и ценности, с указанием источника, по которому таковыя указываются.
Кроме того, необходимо еще указать гуртъ, т.-е. надписи, буквы или характер рисунка на ободке (ребре) монеты.
Описание это следует делать с натуры, т.-е. непосредственно с самой монеты. Дополнить же его можно затем еще сведениями, заимствованными из каталогов и печатных описаний монет.
Полезно также помещать при описании, откуда прюбретена данная монета для коллекции, и если она найдена, то где именно, при каких условиях и т. п.
Для обозначения, из какого металла сделана монета, употребляют буквы русские или латинские:
3. или Аи—золото (по-латински аниит), С. или Аг—серебро (argeutum), М. или Си—медь (cuprum), Св. или Р1 — свинец (plumbum), Ж. или F—железо (ferrum), Ни или N—никель (nickel), Ц. пли Zn—цинк (cincum).
7. Выбор монет для коллекции.
Так как монет очень много и собрать вс немыслимо даже очень зажиточному человеку, то коллекщонеры ограничиваются обыкновенно собиранием наиболее характерных и интересных (в этом смысле составлен и предлагаемый альбом). Иные же коллекционеры собирают только одну какую-либо определенную cepию монет: все монеты какого-либо одного государя одного княжества, или все монеты одной определенной эпохи и т. и. Даже при таком способе составления коллекции иной раз недостаточно большого капитала и целой жизни, чтобы собрать полную cepию известного рода чеканных произведений.